Цель: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
Воспитательные:
Материал к занятию: презентация на мультимедийном оборудовании, тарелки, одноразовые стаканы с водой и солью, одноразовые ложки, лупы, лёд в одноразовой посуде по количеству детей; разные виды соли: морская, каменная, пищевая; 2 банки с водой, 2 яйца, йод, карточки для игры «Для чего нужна соль», карточки с правилами поведения в лаборатории, банки маленькие ,мел.
Ребята, посмотрите, у нас в лаборатории появилась какая - то шкатулка. Давайте посмотрим, что там лежит (шкатулка не открывается, на ней записка).Играет музыка из передачи « Что ? Где? Когда?»
Шкатулка откроется тогда, когда вы угадаете загадку:
«Без нее, ребята, повар как без рук,
И становится вся пища не съедобной вдруг! ( Не вкусной)
Если в ранку попадет - испытаешь боль
Вы, конечно, догадались. Что же это?»
Правильно, это соль.
Предлагаем вам пройти в нашу секретную лабораторию и узнать всю важную информацию про соль и принять участие в опытах и экспериментах.
Входим. Звучит таинственная музыка.
Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная), очищенная (поваренная), морская.
Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях.Каменную (неочищенную) соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.
Ребята, как вы думайте, где применяется соль?
Соль просто необходима для жизни человека, её употребляют в пищу, консервируют овощи для длительного хранения.
Соль применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания.
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Солью полощут больное горло.
Также соль используют в косметологии, добавляют в маски, соляные ванны.
На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд.
Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать.
Ребята, но соль не только полезное ископаемое, она может и нанести вред человеку.
Большое употребление соли вредит организму, избыток соли в почве вредит растениям.
Опыт №1. Соль белая, без запаха, сыпучая, состоит из кристаллов
В. Скажите, какого цвета соль? (белая)
В. Определим, имеет ли соль запах. Поднесите к себе тарелку и понюхайте. ( Соль не имеет запаха.)
В. Но, если в неё добавить йод, появляется запах. Понюхайте, чем она пахнет?
В. Наберите полную ложку соли и переверните её. Что мы определили? (Соль сыпучая).
В. Возьмите пинцетом кристалл соли, положите на черный картон и рассмотрите его под лупой (Соль состоит из кристаллов)
В. Надавим на соль сухой ложкой. Что мы услышали?
В. При надавливании кристаллы трутся друг о друга, мы слышим хруст.
Опыт №2. Соль топит лед и снег.
В. Посыпьте солью снег и лед на тарелках, вернемся к ним через несколько минут.
Опыт №3. Соль растворяется в воде. Соленая вода выталкивает предметы
В. Размешайте в стакане 6 ложек соли. Что мы определили? ( Соль растворяется в воде).
В. Налейте в другой стакан пресную воду. Опустите яйцо стакан, яйцо утонуло. Опустите яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.
Опыт №4. (Солью можно чистить посуду)
В. Наденем перчатки. На столе грязные чашки после чая. Нужно на губку насыпать немного соли и почистить чашку.
В. Посмотрите, чашки стали чистыми. (Солью можно чистить посуду)
Опыт №5. (Соль впитывает воду, её можно красить.)
В. Выберите листочки картона, обведите клеем контур картинки. Посыпьте сверху солью. Лишнюю соль стряхните на поднос. Наберите в пипетку краску и капните на контур картинки. Получились яркие рисунки.
В. Что мы определили? (Соль впитывает воду, её можно красить.)
(Дети проходят к столу и рассматривают баночки с морской солью).
В. Морская соль. Морская соль добывается из моря. В состав морской соли входит большое количество полезных минералов.
В. Люди научились окрашивать морскую соль, добавляя в неё разные вещества. Соль с ромашкой, лавандой, крапивой, морскими водорослями. Есть такую соль нельзя, но принимать с такой солью ванны приятно и полезно.
Физкультминутка
(Дети проходят за столы).
В. Цветную соль можно использовать и для украшения дома.
Нужно насыпать соль в банку слоями с помощью воронки, банку при этом немного поворачивать.
(дети выполняют работу)
В. Получились красивые «Насыпушки» для украшения .
В. Ребята, что нового вы сегодня узнали. Что понравилось?
Обсуждение. Выводы.