Конспект занятия по опытно -экспериментальной деятельности « Удивительная соль». Клуб « Всё в твоих руках». 27.02.2023 г.

Цель: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать мышление, познавательный интерес, наблюдательность;
  • развивать умение самостоятельно находить ответы на разные  вопросы;
  • развивать интерес к экспериментальной деятельности, творчество.
  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, самостоятельность;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
  • формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
  • воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

Материал к занятию: презентация на мультимедийном оборудовании, тарелки, одноразовые стаканы с водой и солью, одноразовые ложки, лупы, лёд в одноразовой посуде по количеству детей; разные виды соли: морская, каменная, пищевая; 2 банки с водой, 2 яйца, йод, карточки для игры «Для чего нужна соль», карточки с правилами поведения в лаборатории, банки маленькие  ,мел.

Ребята, посмотрите, у нас в лаборатории  появилась какая - то шкатулка. Давайте посмотрим, что там лежит (шкатулка не открывается, на ней записка).Играет музыка из передачи « Что ? Где? Когда?»

 Шкатулка откроется тогда, когда вы угадаете загадку:

«Без нее, ребята, повар как без рук,

И становится вся пища не съедобной вдруг! ( Не вкусной)

Если в ранку попадет - испытаешь боль

Вы, конечно, догадались. Что же это?»

Правильно, это соль.

Предлагаем вам пройти в нашу секретную лабораторию и узнать всю важную информацию про соль и принять участие в опытах и экспериментах.

Входим. Звучит таинственная музыка.

Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная), очищенная (поваренная), морская.

Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях.Каменную (неочищенную) соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.

Ребята, как вы думайте, где применяется соль?

Соль просто необходима для жизни человека, её употребляют в пищу, консервируют овощи для длительного хранения.

 Соль применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания.

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Солью  полощут  больное горло.

Также соль используют в косметологии, добавляют в маски, соляные ванны.

На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд.

Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать.

Ребята, но соль не только полезное ископаемое, она может и нанести вред человеку.

Большое употребление соли вредит организму, избыток соли в почве вредит растениям.

Опыт №1. Соль белая, без запаха, сыпучая, состоит из кристаллов

В. Скажите, какого цвета соль? (белая)

В. Определим, имеет ли соль запах. Поднесите к себе тарелку и понюхайте. ( Соль не имеет запаха.)

В. Но, если в неё добавить йод, появляется запах. Понюхайте, чем она пахнет?

В. Наберите полную ложку соли и переверните её.  Что мы определили? (Соль сыпучая).

В. Возьмите пинцетом кристалл соли, положите на черный картон и рассмотрите его под лупой (Соль состоит из кристаллов)

В. Надавим на соль сухой ложкой. Что мы услышали?
В. При надавливании кристаллы трутся друг о друга,  мы слышим хруст.

Опыт №2. Соль топит лед и снег.

В. Посыпьте солью снег и лед на тарелках, вернемся к ним через несколько минут.

Опыт №3.  Соль растворяется в воде. Соленая вода выталкивает предметы

В. Размешайте в стакане 6  ложек соли. Что мы определили? ( Соль растворяется в воде).

В. Налейте в другой стакан пресную воду. Опустите яйцо стакан, яйцо утонуло. Опустите яйцо в стакан с  соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили?  (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.

Опыт №4. (Солью можно чистить посуду)

В. Наденем перчатки. На столе грязные чашки после чая. Нужно на  губку насыпать немного соли и почистить чашку.

В. Посмотрите, чашки стали чистыми. (Солью можно чистить посуду)

Опыт №5. (Соль впитывает воду, её  можно красить.)

В. Выберите листочки картона, обведите клеем контур картинки. Посыпьте сверху солью. Лишнюю соль стряхните на поднос. Наберите в пипетку краску и капните на контур картинки. Получились яркие рисунки.

В. Что мы определили? (Соль впитывает воду, её  можно красить.)

(Дети проходят к столу и рассматривают баночки с морской солью).

В. Морская соль. Морская соль добывается из моря. В состав морской соли входит большое количество полезных минералов.

 В. Люди научились окрашивать морскую соль, добавляя в неё разные вещества. Соль с ромашкой,  лавандой, крапивой, морскими водорослями. Есть такую соль нельзя, но принимать с такой солью ванны приятно и полезно.

Физкультминутка

(Дети проходят за столы).

В. Цветную соль  можно использовать и для украшения дома.

Нужно насыпать соль в банку слоями с помощью воронки, банку при этом немного поворачивать.

(дети выполняют работу)

В. Получились красивые «Насыпушки» для украшения .

В. Ребята, что нового вы сегодня узнали. Что понравилось?

Обсуждение. Выводы.