Конспект занятия по познавательно – экспериментальной деятельности «Бумага и её свойства» Клуб «Всё в твоих руках» 29.03.2023г

Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги, посредством опытов и экспериментов с бумагой.  Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Продолжать совершенствовать координацию движений, мелкую моторику рук.   Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать развивать умение  последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Демонстрационный материал:Конверт с письмом, карточки с буквами и номерами   на обороте, бумага, картон, ножницы, вода, масло растительное, полоски бумаги, камни, деревянные дощечки, карандаши

Раздаточный материал: многофункциональные  карточки - таблицы, маркеры, бумага, картон, конверт, салфетки, туалетная бумага, книга, тетрадь, блокнот, газета, коробка.

Методические приемы: игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.

ХОД :

Вос-ль: Придумано кем-то просто и мудро 

При встрече здороваться: "Доброе утро!" 

"Доброе утро!" – солнцу и птицам. 

"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

Восп-ль: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!

Слева друг, справа друг

Получился ровный круг.

Все мы за руки возьмемся,

и друг другу улыбнемся.

 

Ребята, зачем нужна бумага ?Какую роль она играет в нашей жизни?(Ответы детей)

Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

- Вспомните, где применяется бумага?    (Ответы детей)                                                                                                                                      

- Как вы считаете, всегда ли у человека была бумага?    (Ответы детей)                             

Восп-ль: Как вы думаете, на чем в древности писали люди?   (Ответы детей)  

- А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

Восп-ль:Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинкой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику, что мы обязательно и сделаем. (слайд)

«Путешествие на бумажную фабрику»

«Изготовление бумаги»

Восп-ль:В настоящее время бумагу производят на целлюлозно-бумажных заводах  (слайд)

Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд).

Бревна привозят на завод (слайд).

На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки (слайд).

Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд).

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов (слайд).

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы. (слайд).

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд)

 

Восп-ль:Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходиться человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. (слайд)

Макулатура – бережет наши леса!!! (слайд)

 -А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга              Бумажный стул

Бумажный кораблик      Бумажное полотенце

Бумажная обувь             Бумажное пальто

Бумажная газета         Бумажная тетрадь

альбом, салфетка, деньги.

Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

Восп-ль:Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.

А прочная ли бумага? Мы проверим.

Восп-ль:- Ой, ребята, посмотрите, на доске появилась цифра и значок -схема. Какая это цифра? Что означает эта схема? - ответы детей. 

№1 схема «Бумага мнется»

Восп-ль:-А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной  плотности и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете,  почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

Вывод: таблица: бумага мнется, чем толще бумага тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. Куда ставим значок? ( +, - полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.(+,-)

№2, схема «Рваная бумага».

 Опыт №2 "Бумага рвется"

Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? 

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага,  (дети договаривают) тем легче она рвётся,   заносим наши данные в таблицу.

Второе свойство бумаги - бумага рвется(-) .

№3,   схема «Ножницы».

Опыт 3 "Бумага режется"

-Как думаете, что означает следующая схема? - ответы детей. - Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? Какой сделаем вывод? Куда поставим значок?

Вывод:  картон толще,   чем бумага.  Бумага режется в зависимости от толщины: тонкая бумага режется легче, картон - труднее. (+,-)

Пальчиковая гимнастика

Мы бумагу рвали, рвали.

Мы бумагу мяли, мяли,

Так, что пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

И опять ее порвем.

№4, схема «капля воды».

Опыт 4 "Бумага намокает"

Восп-ль:Этот  значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.

-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.

Куда поставим значок? Полезно это для бумаги? (-)

№5,   схема «растительное масло».

Опыт №5, "Бумага впитывает масло"

Восп-ль:Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

-Дети: бумага впитывает масло.

-Куда поставим значок?  Какой сделаем вывод?

Вывод: масло пропитывает бумагу.(+)

 

№6, схема физминутка

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на  щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком  утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги,

Для журнала, книги, и тетради.

№7, схема «нота».

Опыт №7 "Бумага издает звук" 

Восп-ль:-Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод при смятии, трении- бумага издает звук.(+)

№8, схема «ветер».

Опыт №8 "Бумага летает" 

Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать? 

Дыхательная гимнастика.

Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением

На комочек дуй легонько,

Будет двигаться тихонько.

На комочек дуй сильнее,

Побежит он веселее.

Вывод полоски бумаги легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.(-)

№9, схема спички перечеркнуто.

Опыт №9 "Бумага горит "

Восп-ль:- Как вы думаете, что означают эти знаки? Опасно, нельзя делать самим.

-Что произойдёт, если бумагу поднести к огню? - ответы.- Правильно, бумага загорится.

-А это - очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. Поэтому,  какой вывод мы можем сделать? - Надо быть осторожным с огнём, нельзя подходить к нему с бумагой.

 

№10, схема с сюрпризом (творческий этап).

. Предлагаю превратить листы бумаги в поделку (оригами). «Собачка»

Игра  с бумагой «Найди пару»

Восп-ль:-Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Выводы исследований - опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

1.Бумага мнется.

2. Бумага рвется.

3. Бумага можно резать.

4. Бумага намокает.

5. Бумага впитывает масло.

6. При смятии бумага издает звук.

7. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

8. Летает.

9. Бумага горит.

10. Из бумаги можно делать поделки.