Страх - одна из эмоций, причем довольно опасная. Его испытывают все люди. Чего обычно боятся люди? Боли, смерти, болезни, уколов, наказания, потери близких и т.д. Общее у всех страхов то, что неприятность ещё не наступила, а человек уже ждет её и испытывает страдания. Страх тормозит жизнь, изменяет её до неузнаваемости, уводит человека от самого себя. Именно страх часто руководит нашими действиями – от самых возвышенных до самых низменных. Страхи меняют качество жизни, являются психологическим стихийным бедствием.
Особое влияние страхи оказывают на детей школьно-подросткового возраста, когда школьные нагрузки и требования со стороны взрослых – родителей, учителей, могут выбить из колеи ребенка и привести к фобии. Для того, чтобы помочь приемным родителям разобраться в данной проблеме, понять серьезность возникновения страхов у ребенка, в апреле специалистами отделения сопровождения замещающих семей была организована очередная встреча родительского клуба «Росток» #срцнВсалда.
Цель мероприятия: создание благоприятных условий для родителей, положительного психологического климата для развития конструктивного диалога в обсуждении актуальной проблемы, доброжелательных отношений между родителями и специалистами отделения сопровождения. Встреча проходила в форме семинара - тренинга, за чашкой чая, в ходе которого обсуждались проблемы, касающиеся вопросов различных страхов и фобий человека. Игровые упражнения – «Алфавит эмоций», «Карусель страхов, настроений», задание «Расскажи о своем страхе», помогли родителям раскрепоститься, поделиться своими страхами, впечатлениями о них.
Психолог познакомила присутствующих с информацией о страхах и фобиях, наиболее распространенных как у детей, так и у взрослых: кинофобия – страх собак; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх темноты; рабдофобия – страх наказания; клаустрофобия – страх замкнутого пространства и другие. Особо обсуждался вопрос о школьной фобии – сколинофобии. Сколинофобия – непреодолимый страх перед любым учебным заведением. Обычно им страдают подростки в период школьного обучения, учебной нагрузки, подготовки и сдачи экзаменов, проектов, зачетов и т.д. С точки зрения психологов, это серьезное заболевание, от которого избавиться поможет только специалист (психотерапевт, невропатолог, психиатр и другие). Лечить его достаточно сложно, но необходимо. Внешне такая болезнь не сразу может проявиться в полной мере. А родители иногда расценивают нежелание ходить на занятия, учить уроки, как очередное влечение ребенка погулять, или заняться другими делами, но не школой. Именно в этот период нельзя пускать подобные действия на самотек родителям, нужно с пониманием подойти к вопросу и определить истинную причину прогула занятий, невыполненных уроков, получения плохих отметок. Обычно страх у человека проявляется на конкретную ситуацию, либо место положения человека. Если убрать раздражитель, то и фобия исчезает одновременно. Но с приходом раздражителя болезнь вновь возвращается. Игнорировать такие проявления у детей нельзя. Чем дольше не замечается проблема, тем глубже она оседает в сознании. Позже она может вылиться в сильную агрессию, связанную с паникой или глубокой депрессией, что тоже страшно. Конечно, отказаться от школы в современном обществе невозможно – это одна из ступенек социального развития ребенка. Но решать данную проблему родителям, помочь ребенку, подростку необходимо вместе с учителями, специалистами, психологами.
Активно прошла работа родителей в группах, где обсуждались такие вопросы, как страх наказания – рабдофобия, страх быть ярким, заметным, страх отстаивать себя, свои интересы, страх открываться, доверять. Далее психолог обратила внимание на причины возникновения школьных страхов ребенка, предложила их обсуждению с родителями. Причины следующего характера: издевки, полученные со стороны сверстников, не пресекаемые преподавателями школы; постоянные угрозы со стороны старших подростков, запугивание; огромная занятость и перегрузки как умственные, так и физические; непонимание учебного материала и нежелание выполнять его самостоятельно; психологические нападки со стороны педагогического персонала и другие. Затем познакомила с информацией проявления симптомов и признаков данной болезни, симптомами панических атак.
В результате обсуждения данной проблемы родителям были даны рекомендации и советы, как помочь ребенку, подростку преодолеть фобии и избавиться от этого состояния.
Закончился тренинг обменом впечатлений родителей об актуальной информации, проведении мероприятия, отметили те состояния, которые наиболее испытывали они на протяжении всего мероприятия: интерес, эмоциональный подъем, удовлетворение, волнение.
Психолог отделения сопровождения замещающихсемей Черных Т.П.